Впервые отправившись в хадж в 1985 г., я оказался на саудовской таможне – молодой американец из Лос-Анджелеса, никогда не выезжавший из своей страны, гораздо менее опытный в общении с иными культурами, чем сегодня. На паспортном контроле сотрудник миграционной службы посмотрел мои документы, чтобы удостовериться в моем гражданстве. От удивления его глаза полезли на лоб. Он наклонился через конторку и задал мне лишь один вопрос перед тем, как пропустить: «Вы знаете Майкла Джексона?»
Трудно переоценить влияние Джексона, умершего от сердечного приступа в Лос-Анджелесе в возрасте 50 лет, которое он оказал на мир в целом. Оно было значительно меньшим в мусульманской среде, чем где-либо еще. Но иногда такой «экспорт» американской культуры, заключенной в облик этого подтянутого человека, парившего по сцене и заставлявшего всех танцевать вместе с ним, все же просачивался.
Кто на свете, кроме него, мог заставить десятки тысяч людей со всей планеты подражать своеобразному танцевальному стилю год за годом? Или, к примеру, вдохновить филиппинских заключенных, которые так виртуозно исполняют его движения? Это – тот след, который он оставил в мире, то наследие, которое оказывает влияние на всех, включая мусульман.
Джермейн и Майкл
Было ли это связано с песней южноафриканского исполнителя нашидов (мусульманских песнопений) Зейна Бикха «Возблагодарите Аллаха», прозвучавшей столь похоже на Джексона; или с необоснованными сообщениями, в том числе в 2007 и 2008 гг. о том, что Майкл принял Ислам (эту информацию опровергли Юсуф Ислам и Дауд Уорнсби Али, которые якобы оба присутствовали при этом)? Но даже критики его стиля жизни допускали такую возможность. Заслуживает внимание лишь последняя информация о его принятии Ислама.
Сотни электронных писем и интернет-страниц были посвящены одобрению или же осуждению этих слухов. Звучали шутки в том духе, что Джексон стал первым, кто закрыл лицо вуалью еще до того, как стал мусульманином.
Джермейн, брат Майкла, принявший Ислам еще в 1989 г., много раз публично высказывался о своем желании поделиться красотой Ислама с Майклом. «Вернувшись из Мекки, я привез ему множество книг, и он задал мне много вопросов о моей религии, а я рассказал ему, что она мирная и прекрасная, - говорит Джермейн. - Он мог столько сделать, так же как пытаюсь я. Майкл и я через Слово Божье - мы могли столько пользы принести людям!».
Попыткам приписать Джексону принятие Ислама способствовал временный переезд Джексона в Бахрейн, где он искал убежища после калифорнийского судебного разбирательства по обвинению в совращении малолетних, в результате которого с певца были сняты все обвинения. Дружба Джермейна с правителями этой страны тогда привела к запутанному клубку обещаний, куда оказались впутаны строительство мечети, контракт на запись альбома и, возможно, подтверждение принятия Ислама самым известным в мире новообратившимся. Джексон позже покинул Бахрейн, что повлекло за собой $7-миллионный судебный иск от обманутой королевской семьи.
Конечно же, потенциальное обращение [в Ислам] звезды такого масштаба – что сравнимо с Мадонной, выбравшей для себя кабалистику – стало муссироваться в прессе вкупе со всем его наследием эксцентричного и противоречивого поведения. Но с этими новостями пришло и понимание того, что порыв мусульман принять Микаэля (имя, которое, как сообщали СМИ, взял Джексон во время принятия Ислама) в свою умму был связан скорее с одобрением/восхищением его карьерой, чем с ее отрицанием – несмотря на все сомнительные аспекты его биографии.
В глазах мусульман
Как обычная молодежь во всем мире, многие мусульмане просто любят Майкла за его великодушный нрав, за редкий талант танцора или певца. Независимо от социо-культурного, языкового происхождения или возраста, музыка Джексона была секретным саундтреком нашей молодости.
В прошлом году сикхо-мусульманский танцевальный дуэт под названием «Signature» («Подпись») занял второе место на телевизионном конкурсе талантов с трибьют-версией танцевальной композиции Джексона «Billie Jean», выполненной с болливудским колоритом. Они даже прославились, везде повторяя этот свой номер. Да, легионы почитателей Майкла не устанут подражать его манере, поколение за поколением.
Теперь, когда стало известно о его смерти, возникли вопросы со стороны мусульман о допустимости вскрытия тела (ответ вкратце – да) и о том, нужно ли совершить по нему заупокойный намаз - джаназу (ответ вкратце – не исключено). Сотни других мусульман попали во власть смешанных чувств – с одной стороны, они выросли на его музыке (что, по сути, харам, запрещено), но, с другой стороны, им хочется почтить его как единоверца, если сообщения о его обращении в Ислам действительно - правда. Видимо, его грядущие похороны прольют окончательно свет на все это.
Ассоциации с Исламом?
Но пока смерть Джексона скрывается под сенью сомнений, а люди связывают неординарность его как артиста с лучшими намерениями – устранить «пропасть» в обществе, вызвать улыбки на лицах и дарить любовь. И тот факт, что огромное влияние этого человека могло иметь взаимосвязь с Исламом, сейчас является предметом обширных теоретических дискуссий, которые будут продолжаться, пока жива музыка Майкла.
«Да пребудет с тобой Аллах, Майкл, навсегда. Любим тебя» - сказал Джермейн на пресс-конференции, объявляя о кончине Джексона от имени его родных. Таким образом, вольно или невольно, была увековечена взаимосвязь Майкла с Исламом и мусульманами.
Захид Аманулла (Лондон) «Alt Muslim»
|