Пятница, 26.04.2024, 00:51
| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Журналистика [47]
Аналитика [5]
Материалы [0]
Спорт [0]
Наука [1]
Религия [4]
Политика [0]
Культура [1]
Экономика [1]
Образование [1]
Поиск
Наш опрос
C какой областью связана Ваша деятельность (учеба, работа)?
1. Другое
2. Экономика
3. Юриспруденция
4. Медицина
5. Инженер/строитель
6. Программист
7. Журналистика
8. Религиозное образование
9. Лингвистика
10. Социология
11. Туризм
12. Дипломат
13. Силовые структуры
Всего ответов: 55
Время намаза
Наши друзья
Наши друзья

  • ДГУ
  • РКНК
  • Эльбрусойд
  • islam
  • Главная » Статьи » Статьи » Религия

    Исламские финансы
    Исламские финансы в современной России: проекты и перспективы 

    Подобные изменения заставляют делать более активные шаги навстречу взаимопониманию. В связи с этим 10 декабря 2009 года в Москве при поддержке «The Moscow Times» и Совета муфтиев России прошла конференция «Исламское финансирование – перспективы развития в России». Ее почтили своим присутствием гости из Кувейта, Катара, Бахрейна, Ирака, Марокко, Алжира, Малайзии, Индонезии и других мусульманских стран. На конференции также присутствовали делегаты из Великобритании и Люксембурга.

    Гостей конференции, собравшихся в отеле «Mariott» на Петровке, поприветствовали глава СМР Равиль Гайнутдин и первый заместитель председателя Федерального Собрания РФ Александр Торшин. В присланном приветствии говорилось, в частности, об интересных перспективах адаптации российского законодательства к требованиям исламского финансирования.

    Кроме того, на пленарном заседании прозвучала речь Константина Шувалова, посла по особым поручениям МИД РФ. Он упомянул о болезненной для исламского мира теме американского вторжения в Ирак и Афганистан, а также о проблеме палестинской оккупации. Шувалов подчеркнул важность снятия блокады с сектора Газа и прекращения геноцида палестинцев, а также создания независимого палестинского государства в рамках резолюций ООН. Далее Шувалов рассказал о взаимодействии России с Организацией Исламская конференция, о деятельности группы стратегического видения «Россия – исламский мир», о сотрудничестве с Исламским банком развития, и, наконец, о конференции в Казани, на которой обсуждалось внедрение некоторых исламских экономических принципов на территории неисламской страны.

    Также прозвучало выступление Татьяны Гилавы, главы Российско-арабского делового совета. Она отметила, что в РФ, где проживает около 20 миллионов мусульман, необходимо рассмотреть возможности образования банков, работающих в соответствии с принципами Шариата. По словам Т. Гилавы, исламские экономические установления наилучшим образом способствует развитию малого и среднего бизнеса.

    Кроме того, Российско-арабский деловой совет поставил на повестку дня вопрос о создании российско-арабского банка. Он уже сотрудничает в связи с этим с Саудовской Аравией в рамках экспертной группы. В частности, на прошедшем недавно форуме в Джидде российская делегация побывала в Исламском банке развития по приглашению его руководителя Ахмада Мухаммада Али. Во время этой встречи состоялась дискуссия о перспективах работы исламского банка в условиях стран СНГ, а также о выпуске исламских облигаций – сукук. Также был сформирован учредительный капитал для российско-арабского банка, обсуждался также вопрос о том, будет ли он исламским либо стандартным.



    Следующий докладчик, вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов отметил, что важным подспорьем для депрессивных регионов России (а таких субъектов около десяти) могло бы стать микрофинансирование. Его родоначальником был лауреат Нобелевской премии Мухаммад Юнус. По словам Олега Иванова, в мусульманских регионах гораздо больше аккуратных заемщиков по потребительским кредитам. В таких республиках было бы целесообразно вводить элементы исламского финансирования мурабаха и иджара. Финансист отметил, что в Татарстане и Чечне уже наблюдается интерес к этому проекту.

    Особо примечательным событием стало выступление на пленарном заседании делегатов из Лондона, Люксембурга и Малайзии. Они рассказывали о практике внедрения элементов исламской экономики в своих странах.

    Чрезвычайный и полномочный посол Великого герцогства Люксембург в Российской Федерации представил вниманию публики речь о возможностях неисламских стран по созданию исламских фондов и инвестиционных структур. Эндрю Бэрд из «Berwin Leighton Paisner» в частности, поделился опытом Великобритании в реализации принципов исламского банкинга. А Хайрул Низам, представитель Торговой комиссии посольства Малайзии в России, рассказал об опыте своей страны во внедрении исламских финансовых институтов.

    После кофе-брейка началась работа секций. Первая была посвящена правовым аспектам деятельности исламских финансовых институтов в России, вторая – опыту реализации исламских финансовых продуктов в мире и применению методов исламского финансирования в России.

    Пожалуй, стоит остановиться на некоторых из них. Доклад начальника отдела экономических программ Совета муфтиев России Мадины Калимуллиной был посвящен проблеме соблюдения принципов Шариата в деятельности финансовых институтов и востребованности исламских финансовых продуктов и институтов среди населения России.

    Калимуллина обратила внимание на то, что 67 % мусульман России, согласно проведенному социологическому исследованию, не хранят деньги в банках, 60 % никогда не брали кредиты и не планировали делать это. Это свидетельствует о высоком уровне приверженности исламским нормам значительной части мусульманского населения России.

    При этом примерно 60 % российских мусульман имеют поверхностное представление об основных понятиях исламской экономики. Около 30 % примерно представляют себе, что такое мушарака, мудараба и сукук, 5 % хорошо владеют этой темой. 56 % российских мусульман готовы использовать халяльные продукты исламских банков, 26 % - «скорее готовы» делать это, 7 % - не готовы, «поскольку таких финансовых институтов в России нет». 70 % опрошенных объяснили выбор в пользу исламских финансовых продуктов религиозными мотивами, 44 % предпочли бы их неисламским как по религиозным, так и по этическим соображениям.

    Что касается опыта создания исламских финансовых институтов в России, то прецеденты такого рода были и есть. Мадина Калимуллина упомянула о некоторых из них. В недавнем прошлом в РФ действовал «Бадр-форте банк», впоследствии закрытый. Также в России существует инвестиционный фонд «Халяль». По ее мнению, развитие подобных институтов должно идти параллельно с просвещением населения.

    Юрист компании «Norton Rose» Александр Тузенко, со своей стороны, разъяснил смысл понятий «мушарака» и «мудараба» на языке, доступном для неспециалистов в области экономики.

    Суть сделки мудараба заключается в том, что инвестор (рабб аль-маль) предоставляет капитал партнеру – мударибу. Мудариб, в свою очередь, осуществляет инвестиции или работу, при этом инвестор имеет свою долю в прибыли. В конечном итоге мудариб обязан вернуть инвестору сумму первоначального капитала.



    Что касается контракта мушарака, то его название связано с понятием «шарака» - что переводится как «совместное предприятие». Отличие от сделки мудараба заключается в том, что все партнеры по договору выполняют работу, и, соответственно, предоставляют инвестиции. Основой мушарака является капитал, основой мудараба – капитал и работа, выполняемая мударибом.

    При этом, в любом случае, важно, чтобы доход не был предопределен заранее. Также необходимо, чтобы экономическая деятельность партнеров не выходила за рамки Корана, Сунны и иджмы ученых.

    Коллега Александра Тузенко, старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Егор Батанов рассказал о правовых аспектах регулирования деятельности исламских финансовых институтов в России. Он отметил, что исламские финансовые структуры в РФ можно создавать либо за счет объединения капиталов, либо путем создания юридического лица с уставом, содержащим в себе нормы Шариата.

    В последнем случае такое юридическое лицо будет облагаться двойным налогом: во-первых, при получении капитала, и, во-вторых, при его распределении между партнерами. Плюсом такого варианта является полный учет убытков и расходов. Батанов также отметил, что юридической защитой для сделок и операций по Шариату может стать договор простого товарищества.

    Управляющий партнер компании «Авакян, Туктаров и партнеры» Юрий Туктаров познакомил аудиторию с таким понятием исламской экономики, как мурабаха, представляющий собой договор купли-продажи с рассрочкой платежа. По словам Туктарова, основной сложностью при внедрении этого халяльного финансового продкута является то, что согласно российскому законодательству банки не имеют права заниматься торговой или производственной деятельностью, за исключением купли-продажи драгоценных металлов или ценных бумаг.

    Выходом в таком случае может стать использование посредников в виде небанковских организаций. В остальном, с учетом всех нюансов законодательства РФ, «исполнение такого рода контракта в российских условиях не повлечет существенных неблагоприятных налогов или юридических последствий», отметил Егор Батанов.

    Ведущий эксперт Фонда Марджани, кандидат юридических наук и автор книги «Исламская экономическая модель и современность» Ренат Беккин говорил о возможностях использования в России такаффуля – то есть исламского страхования. Он отметил, что, согласно мнению части мусульманских ученых, традиционное страхование дозволено с учетом требований Шариата к собственно исламским финансовым продуктам и допускается заключение соглашений с традиционными банками. Фундаментом такого страхования являются банки, а надстройкой – собственно страхование с исключением запрещенного Исламом.

    По словам Беккина, именно такая модель, скорее всего, будет реализована в России, однако экономист не считает ее в полной мере соответствующей Шариату. Согласно мнению специалиста, внешнее непротиворечие деятельности таких страховых компаний нормам Шариата еще не означает, что в ее основе лежат исламские финансовые механизмы. Только при условии внедрения сделок мудараба и мушарака, подчеркнул Беккин, можно говорить о создании на их основе настоящего исламского страхования – такаффуль. Беккин также обратил внимание на важное экономическое значение такого столпа Ислама, как закят.

    Помимо этого, на конференции шла речь о сукук – исламских сделках секьюритизации, и, в частности, об одном из их типов, носящем название сукук аль-иджара. Подобная сделка, отмечают эксперты Р. Вахитов, Е. Батанов и Д. Мартьянов, подразумевает создание специального юридического лица, приобретающего актив. Покупка данного актива финансируется эмиссией сукук, приобретаемыми инвесторами. Специальное юридическое лицо предоставляет актив в лизинг получателю, который нуждается в финансировании. По истечении срока лизинга получателю может быть предоставлено право выкупить актив на заранее договоренных условиях.

    Внедрение всех указанных финансовых институтов и продуктов представляет собой сложную, долгую и кропотливую работу, требующую привлечение значительных интеллектуальных, административных и человеческих ресурсов. Однако в связи с тем, что важность ее очевидна ввиду активного экономического сотрудничества России со странами исламского мира, а также потребностями мусульманского населения РФ, желающего, в соответствии с ее Конституцией, пользоваться возможностью жить в согласии с нормами собственной религии, проведение подобных конференций в будущем и реализация связанных с этим проектов представляет собой актуальнейшую стратегическую задачу.

    Рустам Иманов


    Категория: Религия | Добавил: Abdulla (19.12.2009)
    Просмотров: 797 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MosDag © 2024