Понедельник, 29.04.2024, 04:41
| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Журналистика [47]
Аналитика [5]
Материалы [0]
Спорт [0]
Наука [1]
Религия [4]
Политика [0]
Культура [1]
Экономика [1]
Образование [1]
Поиск
Наш опрос
C какой областью связана Ваша деятельность (учеба, работа)?
1. Другое
2. Экономика
3. Юриспруденция
4. Медицина
5. Инженер/строитель
6. Программист
7. Журналистика
8. Религиозное образование
9. Лингвистика
10. Социология
11. Туризм
12. Дипломат
13. Силовые структуры
Всего ответов: 55
Время намаза
Наши друзья
Наши друзья

  • ДГУ
  • РКНК
  • Эльбрусойд
  • islam
  • Главная » Статьи » Статьи » Журналистика

    Ценностный фактор в модели социально-политической динамики Ибн Халдуна

    Ценностный фактор в модели социально-политической динамики Ибн Халдуна

    Вали ад-дин Абу Зайд Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн Халдун ал-Хадрами (1332 – 1406), государственный деятель, историк и философ, замыкающий цепь выдающихся мыслителей классического арабо-мусульманского средневековья, рассматривается многими исследователями в качестве одного из основных предшественников современной социологии и теории истории. (См. напр.: Mahdi, Muhsin. Ibn Khaldūn’s Philosophy of History. A study in the Philosophical Foundation of the Science of Culture. London: Allen & Unwin, 1937; Бациева, С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М.: Наука, 1965; Игнатенко, А.А. Ибн Хальдун. М.: «Мысль», 1980; Turchin, P. Historical Dynamics: Why States Rise and Fall. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2003).

    Жизнь Ибн Халдуна наиболее полно представлена в его «Автобиографии», «самой подробной в средневековой мусульманской литературе», как пишет Франц Роузенталь. Автобиографические сведения содержатся также в «Мукаддиме» и отдельных главах «Китаб ал-‘Ибар». Некоторые периоды жизни Ибн Халдуна описаны его друзьями и учениками. Ценное, например, хотя, по выражению Ф. Роузентала, довольно «поверхностное», описание жизни Ибн Халдуна с 1382 г. содержится у Ибн ал-Хатиба в его «Истории Гранады».

    Как справедливо отмечалось исследователями, вклад Ибн Халдуна в арабо-мусульманскую историческую и философскую мысль заключался, прежде всего, в том, что им была предложена принципиально новая концепция мировой истории, связывавшая исторический процесс с динамикой развития структур человеческого общества. Ибн Халдун перешел от «истории пророков и царей» (парадигма, заложенная еще ат-Табари) к истории человеческих сообществ, попытавшись выявить некоторые закономерности развития этих сообществ и объяснить их объективными причинами, кроющимися в природе людей.

    Поставленная Ибн Халдуном задача «исследования основ» и «принципов» общественной жизни позволила ему заявить о создании «новой науки», которая и является истинной историей. Он определил ее, как важнейшую ветвь философии (хикма), то есть отнес к рациональным наукам.

    Методом же такой науки должен был стать критический анализ исторических сообщений (ахбар) с точки зрения здраво смысла и проверка достоверности содержащейся в них информации. В результате, Ибн Халдун приходит к построению динамической модели исторического процесса, в которой развитие человеческих обществ протекает неравномерно и оказывается обусловленным целым комплексом факторов биологического и социально-экономического порядка.

    Наиболее известна теория политических циклов Ибн Халдуна, сформулированная им на материалах истории, в основном, современных ему обществ арабского Магриба и изложенная в его основном сочинении «Пролегомены к книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» известном также как «Мукаддима» или «Введение [в историю]».

    Современные исследователи, обращающиеся к идеям Ибн Халдуна, не будучи арабистами, чаще всего используют английский перевод Ф. Роузентала. В отечественной литературе идеи Ибн Халдуна наиболее подробно изложены в работе С. М. Бациевой.

    На русский язык «Мукаддима» до сих пор полностью не переведена, хотя выборочный перевод некоторых фрагментов, выполненный преимущественно С. М. Бациевой, несколько раз издавался в различных антологиях. (См. напр.: Ибн Халдун. Введение (Фрагменты) // Избранные произведение мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока (1Х- Х1У в.в.). Составители С.Н. Григорян и А.В. Сагадеев. Под ред. С.Н.Григоряна. Москва, 1961). Обширная подборка фрагментов «Мукаддимы» в переводах С. М. Бациевой и А. А. Игнатенко приводится в книге последнего.


    Недавно вышел также перевод ряда фрагментов «Мукаддимы», выполненный А. В. Смирновым, которому предпослана его же развернутая теоретическая статья (См. напр.: Смирнов А. В. Ибн Халдун и его новая наука // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, с. 159-186). Предложенный автором оригинальный подход к переводу терминологии и анализу ибн-халдуновской мысли мог бы, как представляется, существенно продвинуть вперед отечественное халдуноведение, если бы дискуссия вокруг него велась бы не только на закрытом Интернет-форуме Института философии РАН.

    Модель социополитической динамики Ибн Халдуна (1332 – 1406), разработанная им в его знаменитом трактате «Мукаддима», справедливо рассматривается исследователями как первая в средневековой исламской мысли неметафизическая концепция общества.

    Принято считать, что Ибн Халдун рассматривает общественное развитие как результат действия естественных объективных факторов, имеющих внеличностный характер – таких как типологически противопоставленные формы социальной организации (‘umran) – бадв и хадар, т. е. сельская/«кочевая» [периферия] – городской/«оседлый» [центр].

    Однако в ибн-халдуновской модели можно обнаружить как минимум один важнейший фактор, который может быть интерпретирован как субъективный. Мы имеем в виду то, что сам Ибн Халдун обозначает термином ‘асабиййа, который обычно понимается как родоплеменная или, шире, коллективная солидарность.

    По мысли самого Ибн Халдуна очевидно, что «солидарность», пусть и основывающаяся естественным образом (таби‘иййан) на кровнородственных связях, представляет собой несомненную морально-этическую ценность того же порядка, что и храбрость (шуджжа‘а), «дерзость» (ба’с), свобода (понимаемая как независимость от установлений власти – ‘адам му‘анат ли-л-хукм, «неподвластность»). В основе всего этого, на взгляд Ибн Халдуна, лежит в целом большая степень близости «пустынников» (бадавиййин) к добру вообще по сравнению с жителями городов (ахл ал-хадар).

    Сам мыслитель объясняет это, исходя из исламской концепции изначальной чистоты духовной природы человека (фитра), которая более свойственна бадву как наиболее ранней форме социальной организации. Представление о ценностной системе как факторе ибн-халдуновской социологической модели может и должно быть уточнено исходя из семантики и контекстного употребления терминологии «Мукаддимы».

    Игорь Алексеев, к. и. н., координатор научных программ созданного год назад Фонда поддержки и развития научных программ имени Шихабетдина Марджани

    Категория: Журналистика | Добавил: Abdulla (08.11.2009)
    Просмотров: 990 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MosDag © 2024