Понедельник, 29.04.2024, 22:10
| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Журналистика [47]
Аналитика [5]
Материалы [0]
Спорт [0]
Наука [1]
Религия [4]
Политика [0]
Культура [1]
Экономика [1]
Образование [1]
Поиск
Наш опрос
C какой областью связана Ваша деятельность (учеба, работа)?
1. Другое
2. Экономика
3. Юриспруденция
4. Медицина
5. Инженер/строитель
6. Программист
7. Журналистика
8. Религиозное образование
9. Лингвистика
10. Социология
11. Туризм
12. Дипломат
13. Силовые структуры
Всего ответов: 55
Время намаза
Наши друзья
Наши друзья

  • ДГУ
  • РКНК
  • Эльбрусойд
  • islam
  • Главная » Статьи » Статьи » Журналистика

    Закончить противостояние в своем сознании

    Главная











    Закончить противостояние в своем сознании.


    Версия в формате PDF



    Версия для печати



    Отправить на e-mail






    21
    мая 1864 года состоялась последняя битва русско-кавказской войны,
    которая по разным оценкам длилась более полувека и была самой долгой
    войной за всю историю российского государства. Ее уроки до сих пор как
    следует не усвоены ни кавказцами, ни остальными россиянами, что
    периодически ввергает нас в новые трагедии.

    Последняя битва непокорных

    Эта битва
    состоялась на землях причерноморских черкесов в урочище Кбаада, которое
    сегодня находится на территории Краснодарского края и носит название
    Красная поляна. Заметим, что последняя сегодня является излюбленным
    местом отдыха Владимира Путина. Кроме того, из-за близости к Сочи здесь
    планируется строительство олимпийской деревни. 

    Однако ровно 144
    года назад в этом урочище произошло последнее крупномасштабное сражение
    между непокорными черкесами и царской армией. В тот же день на поле
    брани состоялся военный парад по случаю победы, который принимал родной
    брат императора Александра Второго – князь Михаил.

    Заметим, что
    замирение Восточного Кавказа – Дагестана и Чечни произошло на пять лет
    раньше. Официальной датой окончания военных действий здесь считается
    дата пленения имама Шамиля 25 августа 1859 года. После того, как Шамиль
    принял условия плена, он призвал своих наибов и мюридов сложить оружие
    и прекратить сопротивление. 

    Его наиб на Западном Кавказе в
    землях черкесов Мухаммад-Амин подчинился приказу, прекратил
    сопротивление и совершил хиджру, то есть, эмигрировал в Турцию. Однако
    часть черкесов, как и дагестанцев и чеченцев, в силу своей
    исключительной любви к свободе не прекратили сопротивления и продолжали
    более-менее организованное противостояние царским войскам. 

    В
    результате этой войны Российская империя потеряла свыше миллиона солдат
    и уничтожила независимые мусульманские государства Северного Кавказа –
    Черкесию, а также ханства и вольные общества Дагестана и Чечни. Но из
    всех кавказских народов, самые тяжелые последствия эта война имела,
    пожалуй, для крупнейшего народа Кавказа – черкесов.

    По итогам
    кровопролитной войны Черкесия как государство исчезло с карты мира, а
    черкесский народ подвергся настоящему истреблению – он потерял 9/10
    своей территории, свыше 90% выжившего населения оказалось рассеянным по
    всему миру.

     

    Мухаджиры Кавказа

    Окончание
    Кавказской войны, покорение Восточного, а затем Западного Кавказа,
    последующие неоднократные восстания в Чечне, Дагестане и других частях
    Кавказа, введение военно-административного управления, репрессии
    царской администрации по отношению к кавказским горцам привели к
    массовой эмиграции, или мухаджирству горцев в страны Ближнего Востока,
    которая происходила в основном насильственным путем.

    Количество
    выселенных и переселившихся из-за нежелания мириться с новой властью
    составляли сотни тысяч и миллионы человек. В общей сложности,
    кавказских горцев – черкесов, абхазов, убыхов, абазин, чеченцев,
    ингушей, аварцев, лезгин, осетин, карачаевцев, балкарцев – выселилось
    из покоренных земель, по разным данным, от 1 800 000 до 3 097 949
    человек.

    Существует различие в характере переселения восточных и
    западных кавказцев. Чеченцы и дагестанцы, в отличие от черкесов,
    переселялись на Восток, в основном, добровольно, не будучи изгоняемыми
    с родных мест. Дагестанцы первыми приняли Ислам на Кавказе, после
    исламизировались чеченцы и ингуши.

    Таким образом, Ислам имел
    очень прочные позиции на Восточном Кавказе. Горцы Восточного Кавказа
    упорно сопротивлялись царской власти под знаменами Ислама еще со времен
    чеченских шейхов Мансура, Абд-ул-Кадыра (1822 г.), Авко, Мухаммада
    Майртупского, Яуха (1825 г.), а позже дагестанских имамов - Гази
    Мухаммада, Гамзат-бека, Шамиля (1828-1859).

    Поэтому, по
    свидетельству одного из современников Кавказской войны Арнольда
    Зиссермана, Ислам признавался царскими властями «врагом» в горах.
    Оттого горцы считали, что невозможно будет жить в составе Российского
    государства сообразно своим убеждениям. Поэтому с окончанием Кавказской
    войны начался отток населения в мусульманские страны.

    Исследователи
    мухаджирского движения на Кавказе говорят о нескольких волнах
    переселения. Первая последовала сразу после окончания боевых действий
    на Восточном Кавказе (1859-1872гг.). После поражения Имамата Шамиля
    горцы не захотели мириться с царской властью. Среди первых мухаджиров
    Восточного Кавказа оказались строптивые жители бывших опорных
    населенных пунктов имама Шамиля – аулов Аух, Беной, Ведено, Гергебиль,
    Согратль, Харачой, Чиркей и др.

    На Восточном Кавказе, в
    отличие от Западного, масштабы выселения горцев в страны Ближнего
    Востока были меньше, но цифры, все равно потрясают. Так, по сведениям
    советских источников, от полуторамиллионного народа Чечни к концу войны
    осталось едва 400 тыс. человек.

    Опустение Черкесии

    Что
    касается горцев Западного Кавказа, кабардинцев, убыхов, адыгов,
    шапсугов и других племен, известных под общим названием черкесы, то они
    выселялись, в основном, насильно. Уже к середине войны царское
    командование разделило черкесов на три категории:

    – покорных (кабардинцы);
    – полупокорных («аристократические» племена Закубанья);
    – непокорных («демократические» племена абадзехов, шапсугов и натухайцев).

    Эти
    племена долго и упорно сопротивлялись огромной российской империи под
    руководством таких отважных сыновей черкесского народа, как Джембулат
    Болотоко (1828), Кизбеч Шеретлуко (1830-1837), Шурухуко Тугуз, Сефербей
    Заноко, Хаджи Берзег, а впоследствии наиба Шамиля Мухаммад-Амина.

    Покорение
    земель черкесов оказалось для царской власти более долгой задачей, чем
    покорение Чечни и Дагестана. Даже после пленения Шамиля черкесы еще в
    течение 5 лет продолжали ожесточенное сопротивление царским войскам.

    По
    этой причине наиболее масштабному истреблению и выселению подверглись
    именно непокорные племена. Вследствие демократического внутреннего
    уклада они вызывали особое неприятие у крепостнического царского
    режима. В качестве доказательства можно привести следующие данные по
    численности черкесского населения к началу русско-кавказской войны и
    через 5 лет после ее окончания:

    - шапсугов было – 300000, осталось – 1983 человека;
    - абадзехов было - 260000, осталось – 14660;
    - натухайцев было – 240000, осталось – 175;
    - темиргоевцев было – 80000, осталось – 3140;
    - бжедугов было – 60000, осталось – 15263;
    - махошевцев было – 8000, осталось – 1204;
    - адамиевцев было – 3000, осталось – 230;
    - убыхов было –74000, осталось – 0;
    - из почти ста тысяч жанеевцев и хакучей не осталось ни одного живого человека.

    Так,
    генерал Н. Евдокимов, начальник Терской области с 1856 по 1861 гг., был
    представлен императором к ордену святого Георгия II степени за
    выселение из Закубанья некоторых черкесских племен, в частности,
    бжедугов.

    В рескрипте к ордену говорилось от имени императора:
    «Представленное Вами в 1860 году и одобренное Нами предложение о
    способе действий для скорейшего окончания войны на Западном Кавказе,
    увенчалось ныне блистательным успехом… доказывающим основательность
    принятых по соображениям Вашим мер. В три года времени умиротворенный и
    совершенно очищенный от враждебности нам туземного населения Западный
    Кавказ уже в большей части своей занят прочно водворенными русскими
    населениями…»

    В результате подобной политики уже к 1870 году на
    своей исторической родине в Закубанье и на черноморском побережье от
    Сочи до Анапы осталось не более 2% от довоенного числа черкесов.

    Вторая
    волна мухаджирского движения началась после подавления восстания 1877
    г. Это восстание, известное в истории как «малый газават» 1877 года
    проходило под предводительством четвертого имама Магомеда-Гаджи в
    Дагестане и Алибека-Хаджи Алдамова и Ума-Хаджи Дуева в Чечне. В том же
    1877 г. крупное восстание произошло в Абхазии, которое было так же
    жестоко подавлено.

    По сей день у абхазов бытуют песни и
    предания о тех, кто бесстрашно сопротивлялся самодержавной политике
    царизма, - это Катмас-ипа Халыбей, Атрышба Ханаш, Ахьы Шабат Маршьан,
    Чызмаа Едыг, Адагуа-ипа Инадла, Адагув-ипа Зекериа, Ажьгирей-ипа Кучук,
    Мыстаф Чалакуа, Ацанба Хакыбей, Чкуаку Кяща и др.
     

     Тягости чужбины

    Сотни
    тысяч горцев с тягостным чувством потянулись в Турцию и арабские страны
    тайком и в открытую. Большинство из них составляли ученые люди, имамы,
    кадии, просто верующие, безземельные крестьяне, а также родственники
    непокорных воинов, продолжающих сопротивление. 

    Таким образом,
    со второй половины XIX столетия сотни тысяч и миллионы кавказских
    горцев с семьями оказались на чужбине, в совершенно новых климатических
    условиях, зачастую на непригодных безводных землях, без всяких средств
    к существованию. 

    В пути на чужбину и особенно на новых местах
    переселенцы гибли тысячами. В Ислахане (древний Никополис) в 1880 году
    было поселено около 1000 черкесских семей, а через 25 лет осталось лишь
    7, тысячи людей умерли от лихорадки. В районе Самсуна и Трапезунда от
    голода и болезней также погибли десятки тысяч черкесов и абхазов. 

    В
    северо-западной части Анатолии, в местности Кефкен, в 1877 г. была
    высажена большая партия сухумских абхазов. В первый же день от голода
    умерло 400 человек. Оставшиеся в живых, перенося неимоверные страдания,
    почти каждый день хоронили умиравших от истощения людей. Уцелевшая
    часть по распоряжению султана была переселена на другие земли и
    обеспечена работой. Лишь одна женщина - Кецпха Елыф - не покинула
    могилы родных и близких. 

    На личное приглашение султана о
    переезде она ответила: «Кто уже не может улыбаться, пусть имеет право
    плакать». По сей день абхазы в Турции помнят ее плач, а местность, где
    похоронены сотни переселенцев, носит название «Абхазская могила». Из
    переселившихся в Аравию чеченцев и ингушей за 18 месяцев от
    непривычного климата и жары умерло около половины, то есть 30 000 душ.

    Приблизительно
    в те же годы в Сирию для охраны строящейся там железной дороги
    (правительство этой страны приняло решение создать вдоль нее поселения
    из кавказцев) были направлены черкесы и абхазы. Абхазов поселилось 3000
    человек. На новом месте, в районе Голанских высот, в течение
    незначительного времени основная часть абхазов погибла от лихорадки (в
    день иногда умирало 30-40 человек), и осталось их здесь всего 225
    человек. 

    Но вместе с тем ряд авторов отмечают, что «черкесы...
    наиболее трудолюбивые, хотя наиболее трудноуправляемые». Английский
    консул полковник Чарльз Уильсон подчеркивал, что горцы - красивое
    племя; они сильнее, мужественнее, смышленее местных крестьян и способны
    к образованию. Черкесы ввели в крае лучшие телеги, стали строить более
    удобные дома и лучше возделывать землю. Вообще они могли бы сделать
    много для развития края, если бы турецкое правительство более
    заботилось о них.

    Современное отношение

    Сейчас
    за рубежом проживает свыше 1,5 миллиона кавказских горцев, некоторые
    источники доводят их число до 3 миллионов. В мире не так уж много
    народов, большая часть которых находится вне пределов своей исконной
    родины. В настоящее время черкесы имеют самую большую в мире
    относительную диаспору - 88% народа проживают вне пределов исторической
    Родины. Из народов современной России черкесская диаспора в 52 странах
    мира занимает второе место в мире после русской, численность которой
    приближается к 6 млн. человек.

    Сегодня, несмотря на всю эту
    историческую трагедию, весь Северный Кавказ является частью российского
    государства. Отметим, что относительно факта включения Кавказа в состав
    России в общероссийском и кавказском информационном пространстве
    преобладают благостные оценки данного факта.

    Практически во
    всех СМИ, так или иначе ориентированных на поддержку официальной линии,
    преобладает несколько напускное сверхторжественное настроение всеобщего
    счастья по поводу данного празднования, которое, надо признаться,
    несколько отдает нескладным совковым подходом.

    В то же время в
    некоторых оппозиционных, или более критически настроенных по отношению
    к официальной линии СМИ, факт включения Кавказа в состав России
    подается совершенно с другим знаком. А именно подчеркивается
    насильственный характер ее присоединения, операции генерала Дель-Поццо,
    князя Цицианова, Ермолова, истребление причерноморских черкесов,
    выселение вайнахов, карачаевцев и балкарцев и многие другие тяжелые
    страницы истории взаимоотношений кавказских народов с российским и
    советским государствами.

    Нам, как кавказцам, которые уже не
    мыслят будущего наших республик без России, как сторонникам дальнейшего
    укрепления реальной стабильности, реального, а не изображаемого в СМИ
    мира, процветания и дружеских взаимоотношений, уважения и взаимопомощи
    народов единой страны, хотелось бы внести в данные противоречивые
    оценки свое видение.

    Несомненно, тяжелые страницы в истории
    взаимоотношений кавказских народов и России имели место. И отрицать их
    было бы не просто глупо, но и опасно. Поскольку на Кавказе очень долго
    помнят боль прошлых поколений, которой на долю черкесского, да и
    остальных кавказских народов выпало, наверное, столько, что хватило бы
    на десятки других народов.

    Попытка полностью вытравить из
    памяти народа эти страницы, или просто их игнорировать в подаче
    официальных СМИ и правительственных мероприятий может привести к тому,
    что народ будет находить альтернативные каналы ее выплескивания.

    Но
    при этом нам необходимо помнить, что и вечно хранить и лелеять эту
    историческую боль нельзя. Историю нельзя вернуть. Нельзя заставить
    платить по счетам тех людей и те правительства, которых уже давно нет.
    Нельзя вымещать свою боль на каждом новом поколении сограждан, которые
    не были причастны к прошлым преступлениям царского и советского
    режимов.

    Пришла пора заявить о себе, как о новом поколении
    кавказцев, которые и о боли предков помнят, и в то же время осознают,
    что бесконечное ковыряние в старых ранах ни погибшим предкам, ни
    сегодняшним поколениям пользы не принесет. Пришла пора осознать, что
    можно быть и кавказцем, преданным своим корням, религии и истории, и в
    то же самое время гражданином новой страны, которая пусть и со скрипом,
    но все же старается учитывать интересы всех ее народов.

    В этом
    отношении измениться должно не только восприятие кавказцами новой
    политической истории и реальности, но и отношение к таким
    чувствительным темам со стороны самого государства. Властям,
    центральным и республиканским, следовало бы подойти к подаче истории
    вхождения Кавказа в состав России более тонко, с признанием ошибок
    прошлых российских правительств, с трудностями притирки народов Кавказа
    и российского государства друг к другу, с подчеркиванием новых
    перспектив, открывшихся перед кавказцами в новой России.

    Тогда
    итогом такого честного диалога могло бы быть, что противопоставление
    «Кавказ - Россия», продолжающее существовать в сознании части
    кавказской молодежи, сменилось бы новой формулой, в которой Кавказ
    представал бы неотъемлемой частью России в глубинах народного сознания,
    а не только в официальной пропаганде.

    Салман Дагир,
    Российский конгресс народов Кавказа
    Категория: Журналистика | Добавил: Abdulla (03.06.2009)
    Просмотров: 666 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MosDag © 2024