В Махачкале обсудили сохранение и развитие родных языков
Информация |
25.02.2010, 22:28
Вчера в ГУ «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А.Тахо-Годи» прошел круглый стол «О сохранении и развитии родных языков», посвященный Международному дню родного языка. Участие в его работе приняли преподаватели ДГПУ и ДГУ, научные деятели. Открыл мероприятие директор НИИ педагогики, профессор Гамидулах Магомедов, который рассказал о государственной политике в образовании. Он отметил, что за последние годы в России приняты десятки законов и документов, определяющих государственную политику в области образования. Во всех этих документах красной нитью проходит идея необходимости эффективной организации работы общеобразовательных учреждений с этнокультурным, национально-региональным компонентом образования. Многие субъекты России, по словам Г.Магомедова, восприняли это как отказ от национально-регионального компонента и поспешили приводить свои законодательные акты, директивные документы, особенно учебные планы в соответствие с новым федеральным законом. Не стал исключением в этом деле, к сожалению, Дагестан. Так, из учебных планов общеобразовательных школ республики на 2007-2008 учебный год волевым решением неоправданно были исключены такие важнейшие дисциплины, как «Дагестанская литература», «Культура и традиции народов Дагестана» в старших классах, родные языки в 1 классе и т.д. Лишь через год благодаря настойчивой и принципиальной позиции Научно-исследовательского института педагогики им. А. Тахо-Годи республиканских газет на национальных языках, педагогической общественности республики указанные дисциплины были восстановлены в своих законных правах. В настоящее время, согласно новому законодательству, разрешается финансирование до 30 процентов национально-регионального компонента (раньше было 25 процентов). Наша республика богата традициями и обычаями, в сохранении которых важную роль играет родной язык. Он также подчеркнул тот факт, что многие общеобразовательные школы республики сегодня лишены возможности обучать учащихся на родном языке, прежде всего, из-за отсутствия переведенных на языки народов Дагестана учебников по математике, хотя рукописи этих учебников, переведенные опытными профессорами и методистами, лежат в издательстве НИИ педагогики около 8 лет. Гамидулах Магомедов остановился также и на преподавании родного языка в школах. К примеру, руководители образовательных учреждений и родители часто сомневаются в целесообразности обучения в начальных классах сельских школ на родном языке. В качестве аргумента они приводят опасение о том, что это приведет к ситуации, когда выпускники сельских школ из-за слабого владения русским языком не смогут продолжать образование в средней и высшей профессиональной школе. Однако многолетняя практика работы национальной школы вообще и дагестанской сельской общеобразовательной школы в частности подтвердила правильность проводимой в республике языковой политики в образовании, отметил он. Ведь в первый класс сельских школ поступают дети, не владеющие русским языком. Именно из-за языкового барьера ученики младших классов оказываются «неспособны» усвоить объясняемый им материал на русском языке, особенно по математике, а отсюда у них формируется комплекс неполноценности, мешающий им в успешной учебе в последующем. Не отвечает требованиям времени и учебно-материальная база многих школ: не во всех школах имеются кабинеты родных языков и литератур, учебно-наглядные пособия; школьные библиотеки нуждаются в значительном пополнении художественными произведениями по литературе народов Дагестана. В школах также стоит острый дефицит в учебниках, учебной, наглядной и методической литературе по родным языкам. Г.Магомедов отметил, что более 90 процентов общего количества учебников по предметам национально-регионального компонента, функционирующих сегодня в образовательных учреждениях республики, созданы учеными, методистами и учителями республики под общим руководством Института педагогики.